Информационно-методический кабинет
Организация развивающей предметно- пространственной среды в разных возрастных группах
Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном дошкольном учреждении принципиально важным является понимание возможностей предметно – пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды помогает детям удовлетворить свои интересы, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В дошкольном учреждении содержательность развивающей предметно-пространственной среды, ее наполняемость отличаются индивидуальностью и творческим подходом педагогов.
Нормативное правовое обеспечение
https://adu.by/ru/pedagogam/normativnye-pravovye-dokumenty?format=html
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает его развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей, включению в активную познавательно-творческую деятельность. Предметно-игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый воспитанник имел возможность заниматься любимым делом.
Принцип построения предметно-развивающей среды (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)
• принцип дистанции при взаимодействии (в группах предусмотрены уголки уединения, есть большие мягкие кресла, садясь на которые, ребенок может «подняться» до позиции взрослого);
• принцип активности, самостоятельности, творчества (наличие разнообразных центров активности провоцируют возникновение и развитие познавательных интересов и творчества у детей; участие дошкольников в проектной деятельности);
• принцип стабильности – динамичности (ребятам предоставляется возможность вносить определенные изменения в среду: перемещать мебель; разворачивая сюжетно- ролевые игры, отбирать атрибуты, которые им необходимы; принимать участие в изготовлении тематических композиций «Лес», «Подворье»; приносить художественную познавательную литературу, иллюстративный материал в зависимости от темы недели);
• принцип комплексирования и гибкого зонирования (расположение центров позволяет детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности);
• принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого (место для реализации собственных интересов и хранения личных вещей, уголки уединения);
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды (в группах оформлены мини-музеи, подвесная среда)
• принцип открытости – закрытости (открытость своего «Я» - наличие зеркал, «Семейное древо», эмоциональные экраны, компоненты детской субкультуры);
• принцип учета половых и возрастных различий детей (обустроены центры для мальчиков и для девочек).
Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении должна способствовать реализации основных направлений развития детей:
• Физическому развитию;
• Социально–нравственному и личностному развитию;
• Познавательному развитию;
• Речевому развитию;
• Эстетическому развитию.
Основные условия построения развивающей среды:
• соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослым и ребенком;
• способствование творческому развитию детей;
• учет интересов и потребностей каждого ребенка;
• обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
• обеспечение самостоятельной деятельности,
• возможности для исследования;
• привлекательность и эстетичность оформления.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группах педагоги учитывают возрастные особенности детей.
В группах младшего дошкольного возраста мебель и оборудование должны быть расположены по периметру группы, большая часть пространства должна оставаться свободной, так как в этом возрасте у малышей активно развиваются движения. Использование мягких матов, легких модулей будет обеспечивать многофункциональность и безопасность среды. Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, разных размеров, выполненных их разнообразных материалов. Материалы располагаются на открытых полках.
В среднем дошкольном возрасте пространство групп «разбивается» на небольшие полузамкнутые микро пространства, что способствует играм небольшими подгруппами. Средний дошкольный возраст – время расцвета сюжетно-ролевой игры, в которой дети отражают различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные, содержание любимых произведений, кинофильмов. Большая часть атрибутов должна храниться в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.
Атрибутика игр для детей старшего дошкольного возраста детализируется. Нужно отдавать предпочтение оборудованию и игрушкам небольшого размера – для игр на столе. Необходимо использовать более разнообразный материал для строительных и конструктивных игр. В группах должны быть конструкторы и строительные наборы, выполненные из разных материалов, напольные, настольные, разной тематической направленности. Очень большое внимание необходимо уделить педагогам организации центров детского экспериментирования.
Следует организовать возможность для коллективной деятельности детей, а также для «уединения». Этому способствует использование ширм, легких пластмассовых этажерок, крупного модульного материала, складных домиков, которые дают возможность детям легко, по их усмотрению и замыслу трансформировать, создавать пространственную организацию среды, обозначать свою игровую территорию.
Центры активности (уголки)
• Центр физической культуры;
• Центр изобразительного искусства;
• Музыкально – театральный центр;
• Книжный центр;
• Центр строительных игр;
• Центр природы;
• Учебный уголок;
• Уголок уединения;
• Центр сюжетно – ролевых игр и др.
Книжные уголки
В уголке книги наряду с художественной литературой представляется справочная, познавательная литература, различные энциклопедии, альбомы для рассматривания, детские журналы и многое другое.
Уголки безопасности
Во всех возрастных группах создаются условия для формирования у детей основ безопасной жизнедеятельности. Оборудуются уголки безопасности, в которых представляется иллюстративный материал, художественные произведения по тематике, а также модели пожарной техники, оборудования, машины специального назначения. Педагогами разрабатываются дидактические игры «Огонь-друг, огонь-враг», «Азбука пожарной безопасности для дошколят», макеты улиц, жилых микрорайонов для ознакомления воспитанников с правилами дорожного движения и др.
Уголки нравственно-патриотического воспитания
Формированию национального самосознания через приобщение дошкольников к рукотворному миру, национальным культурным ценностям способствуют мини-музеи и уголки нравственно-патриотического воспитания.
Уголки музыкально-театральной деятельности
Большое внимание должно уделяться развитию театрально-игровой деятельности, поиску новых подходов к созданию разных видов театров, определению их роли в развитии артистических способностей детей, привлечению к этой работе родителей.
Спортивные уголки
Оборудование спортивных уголков характеризуется наличием разнообразных пособий, игрушек, атрибутов. Размещение физкультурного уголка осуществляется с учетом рациональности и доступности. Все оборудование эстетично оформляется, должно быть безопасно в использовании, соответствать возрастным требованиям.
Уголки изобразительной деятельности
Здесь размещаются разнообразные материалы для этой деятельности.
Игрушки, используемые в образовательном процесс детей, должны отвечать санитарно – гигиеническим и психолого– педагогическим требованиям. С точки зрения психолого-педагогических требований игрушка должна обладать следующими качествами: полифункциональность, гуманистическая направленность, дидактическая и эстетическая ценность. Полифункциональность рассматривается с точки зрения возможности использования ее для творческой, осмысленной активности самого ребенка, вариативного применения в различных видах детской деятельности и в соответствии с задачами каждого возрастного периода. Гуманистическая направленность определяется с точки зрения ее содействия развитию ребенка в зоне его актуального и ближайшего развития: «приносить пользу для его будущего и доставлять удовольствие в настоящий момент», соответствовать интересам и смыслам самого ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать социальные действия и, по возможности, вызывать гуманные чувства. Игрушка не должна быть слишком сложной для ребенка (это может вызвать отрицательные чувства – неумелости, некомпетентности), и в то же время, требовать определенных усилий, поиска решения, не допускать автоматических действий. Дидактическая ценность определяется с точки зрения рассмотрения ее как средства развития ребенка. Игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать освоение новых умственных действий, развивать психические процессы и личностные качества, соответствующие возрасту ребенка, и в то же время, давать простор активным, осмысленным игровым действиям. Игрушка не должна быть натуралистичной и в точности повторять реальность, вместе с тем она должна давать детям адекватные представления о существующих в природе цветах, формах, размерах и пр. Эстетическая ценность рассматривается с точки зрения ее как средства художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства. Значимыми характеристиками игрушек являются сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркие краски, звучание, сложность формы, выразительность образа и пр.).
Недопустимым является использование игрушек, которые включают характеристики, указывающие на угрозу безопасности ребенка, негативное влияние на его здоровье и эмоциональное благополучие: наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объектное отношение к живому и т.д.; оскорбляющих человеческое достоинство; способствующих развитию противоправных наклонностей у детей; вызывающих пренебрежительное или негативное отношение к лицам с особенностями психофизического развития; вызывающих нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Алгоритм преобразования предметно – развивающей среды в группе дошкольного учреждения
1. ШАГ. Сформулировать цель и задачи работы на основе анализа учебной программы дошкольного образования;
2. ШАГ. Провести оценку предметно – развивающей среды группового помещения, определив дефицитные области;
3. ШАГ. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы;
4. ШАГ. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей;
5. ШАГ. Составить схему, определив пространственное размещение оборудования в группе. Предусмотреть способы выделения игровых зон;
6. ШАГ. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану- схеме, наполнить игровыми материалами;
7. ШАГ. Продумать последовательность внесений изменений предметно – пространственной среды в течение года, с учетом учебной программы дошкольного образования, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Содержание развивающей предметно-пространственной среды помогает детям удовлетворить свои интересы, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В дошкольном учреждении содержательность развивающей предметно-пространственной среды, ее наполняемость отличаются индивидуальностью и творческим подходом педагогов.
Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования
Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования
https://adu.by/images/2023/dosh/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf
Научно-методическое обеспечение дошкольного образования
Научно-методическое обеспечение дошкольного образования
https://adu.by/ru/homeru/obrazovatelnyj-protsess-2023-2024-uchebnyj-god/doshkolnoe-obrazovanie.html